Журнал "Скифская долина"
Четверг, 22 августа 2019

Усадьба Барышниковых Алексино

Автор Среда, 16 января 2019 21:06
Перед нами один из крупнейших памятников дворянской культуры - усадьба Барышниковых Смоленской области. Здесь главный дом поражает не только своим внушительным размером, но и внешним украшением одного из фасадов в виде шедевра чугунных дел мастера - огромного кованого балкона с фигурными столбами и ажурными решётками. Внутри дома - десятки комнат, красивейшие изразцовые печи, а в парадной уцелела настенная и потолочная роспись. До наших дней сохранился практически весь усадебный ансамбль: главный дом, флигеля, конюшня, два храма, школа, множественные служебные и хозпостройки, а также "Андреевская крепость" - скотный двор, построенный в виде средневековой крепости.

Погода постоянно менялась, то нагоняя, то разгоняя тучи.

"Усадьба Алексино — один из крупнейших памятников дворянской усадебной культуры XVIII–XIX веков. Алексино известно как деревня с 1610 г. и входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам недворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек Иван Сидорович приумножил отцовское (Сидор Алексеевич Барышников владел заводом с лошадьми и собственным домом в Вязьме) состояние, занимаясь поставками продовольствия в армию, торговлей хлебом и откупами, и в 1768 году был пожалован Екатериной II чином титулярного советника. Его сын Иван Иванович унаследовал каменный дом в Петербурге, более 500 000 рублей, около 5000 крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях."

Запас дровишек из местного парка. На первом этаже функционирует детсад.

Фасад дома на уровне второго этажа украшает шестиколонный портик на тосканских колоннах.

Иван Иванович Барышников был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, вступил в масонское общество. Дослужился до звания майора артиллерии, что давало ему право на потомственное дворянство (1789 г. – диплом на дворянское звание) и закрепления на свое имя приобретенных отцом имений. В 1784 году он вышел в отставку, продал дом в Петербурге, ликвидировал все дела и покинул столицу. Оставшуюся часть жизни И.И.Барышников провел в двух своих дорогобужских владениях: Алексине и Николо-Погорелом.

Мезонин с глубокой арочной нишей и лоджией.

Вид из окошка с обратной стороны.

Фрагмент фасада с массивным декором окна.

Обходим дом с другой стороны. Вообще нам понадобился ни один час, чтобы обойти всю усадьбу.

В конце XVIII - начале XIX веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Просвещенный человек, тонкий ценитель искусства, он привлек для строительства своего Алексинского имения таких выдающихся архитекторов, как Матвей Казаков и Доменико Жилярди. С 1770 г.строительство велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова – ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х г.г. для Алексино работал Д. Жилярди. Он, вероятно, проектировал усадебный дом (1819-1823 гг.). Строительство в усадьбе в этот период возглавлял крепостной архитектор Д. Поляков, ученик Д. Жилярди.

Чугунный балкон на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазами относится к сер. XIX в..

Фигурные столбы с позолоченными капителям и вазами.

Вазы с золочённым лепестковым основанием.

Какие переплетения - какой богатый орнамент.

Ну, хватит ходить вокруг да около, пора и в дом заглянуть...

Роспись на стенах и потолке.

Фрагмент росписи.

Переходим из парадной в другой зал.

Комнат там полно, покажу лишь наиболее интересные. Танцевальная зала.

С парными колоннами по бокам изразцовой печи.

На противоположной стороне такие же колонны.

Колонны венчают ионические капители.

Встретить такие печи большая редкость.

Другая просторная зала.

И тоже с изразцовой печью.

И снова красивейший орнамент фриза и венчание печи.

Много там и более скромных печей.

Все они производства " Завода П.А. Будникова Смоленскъ"

Знатный был купец-производитель.

Что ж, посмотрим, что ещё есть в доме. Арочные проходы

Очень интересная лестница

Освещалась дневным светом через окно непосредственно над лестницей.

Из мебели только это...

Теперь снова наружу, быстренько оглядим флигеля и служебные постройки, что рядом с домом.

Это флигеля.

Служебные конторы и амбары

И под конец ещё одна достопримечательность этой усадьбы - Андреевская крепость - оригинальный скотный двор в виде крепости, строился между 1798-1810 гг.. Угловые крепостные башни.

Часть стен глухие, в других же устроены помещения.

В 40 лет Иван Иванович Барышников женился на 16-летей московской барышне Елизавете Ивановне Яковлевой. У них родилось 13 детей, из которых в живых осталось два сына и пять дочерей. Старший сын умер в 1829 году, дочери повыходили замуж, и единственным наследником Алексина стал Андрей Иванович Барышников - в честь него и названа крепость.

В постройках скотного двора до сих пор проживают люди.

Ещё немного истории: В имении работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Здесь находилась писчебумажная фабрика (устроена в 1787 г.), конный завод, большой плодовый сад. Последние наследницы имения Мария и Христина вели собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность. Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине; изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. Вышивки мастерской Барышниковой были представлены на Всероссийской кустарной выставке в 1912-1913 годах. В 1-ой половине XIX века Барышниковы содержали в селе школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. В 1913 г. на деньги, пожертвованные сестрами Барышниковыми, была построена двухэтажная кирпичная школа для крестьянских детей (в которой до сих пор учатся). В 1914 г. построена каменная больница. В 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, одно время директором музея был М.М.Пришвин. Одновременно в усадьбе размещался конный завод № 16 им. Буденного.

А теперь садимся в наш Бэтмобиль...

...и мчимся обратно в Москву.

Новый более качественный пост из усадьбы Алексино можно увидеть здесь:

- Новый взгляд на Алексино

Источник материала: https://deni-spiri.livejournal.com/2383.html
Исторические судьбы карпатских русинов и российская общественность: вместо предисловия

Самая отдаленная юго-западная часть обширного Русского мира — Карпатская Русь — до сих пор остается малоизвестной широкой российской общественности. В обыденном сознании современных россиян куда более четким и устойчивым является общий образ Западной Украины, с которым, как правило, ассоциируется радикальный украинский национализм. Между тем лишь очень немногие отдают себе отчет в крайней неоднородности и условности самого понятия «Западная Украина», а также в том, что на юго-запад от нынешней Галичины, за Карпатским хребтом лежит историческая область Угорской или Подкарпатской Руси, коренное восточнославянское население которой, называя себя русинами, всегда считало себя составной частью общерусской цивилизации, длительное время сопротивляясь политике насильственной украинизации, которая приобрела наиболее системный и жесткий характер лишь после присоединения Закарпатья к Советскому Союзу в 1944–1945 годах.

Острый дефицит знаний о карпатских русинах и об их исторической родине — Карпатской Руси, именуемой сейчас Закарпатьем, в современной России вполне закономерен и удивления не вызывает. Еще в XIX — начале XX в. русские историки и публицисты, анализировавшие положение Карпатской Руси и русинов, с сожалением отмечали, что о русинах «у нас никто не думает… Русская интеллигенция более интересуется парламентом итальянским, чем тем, что делается у нас под боком, среди родного нам народа. Вот откуда происходит полнейшее невежество русской интеллигенции и правящих сфер… Это невежество ведет к пагубным последствиям как в нашей внутренней жизни, так и в политике внутренней и внешней»1. К сожалению, данное наблюдение, сделанное еще в 1905 г., звучит еще более актуально в настоящее время, что подтверждается продолжающимся украинским кризисом.

Хотя в последние годы ситуация постепенно начинает меняться в лучшую сторону, поскольку стало появляться все больше серьезных научных трудов по истории Карпатской Руси и ее восточнославянского населения, по-прежнему имеет место острый недостаток научно-популярных произведений о русинах, рассчитанных на широкую российскую аудиторию.

Большой вклад в ликвидацию этого прискорбного пробела вносит предлагаемая читателю книга А. В. Фатулы «Русины. Кто они такие?». Автор книги А. В. Фатула — уроженец села Волковое Ужгородского района Закарпатской области, кандидат юридических наук, профессор Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения и одновременно председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Объединение русинов», давно и успешно занимающийся изучением и популяризацией русинской тематики.

Во вводной части своей книги автор, опираясь на труды признанных авторитетов в области истории, языка и литературы карпатских русинов, знакомит читателя с наиболее важными и интересными сюжетами истории русинов, начиная с эпохи раннего Средневековья и вопроса о происхождении русинского народа. В частности, А. В. Фатула акцентирует внимание читателей на мнении тех историков, которые считали Карпаты частью территории общеславянской прародины, к числу которых относились известный карпаторусский церковный деятель Г. Таркович и русские историки Н. М. Карамзин и В. О. Ключевский.

Большое место отводит А. В. Фатула сложной, часто трагичной истории карпатских русинов в ХХ в., подчеркивая, что после включения Подкарпатской Руси в состав СССР в соответствии с договором между СССР и Чехословакией от 29 июня 1945 г. она была включена в состав Советской Украины в качестве Закарпатской области без какой-либо автономии; при этом местное население, подавляющее большинство которого считало себя русинами, было по прямому указанию Хрущева в административном порядке объявлено украинцами.

Прискорбная тоталитарная практика отрицания за русинским народом самого права на собственное существование была не только продолжена, но и «творчески развита» на Украине после получения ею независимости в 1991 году. Автор цитирует подготовленный правительством Украины «План мероприятий по разрешению проблемы украинцев-русинов» от 7 октября 1996 г., который предполагал ряд мер, включая уголовное преследование, призванных не допустить возрождения русинского народа, как это произошло в соседней Словакии. Тем самым Украина, декларируя свою европейскую ориентацию, в русинском вопросе продолжает позорную тоталитарную практику фактического этноцида русинов, отказываясь признавать русинское население Закарпатья в качестве отдельного народа. Подобная политика выглядит особенно архаично и дико на фоне того обстоятельства, что русины в качестве отдельного восточнославянского народа официально признаны всеми европейскими государствами, на территории которых они проживают как национальные меньшинства.

Основную часть книги А. В. Фатулы составляют подробные биографические сведения о самых известных представителях карпато-русской истории и культуры, начиная с легендарного славянского князя Лаборца, погибшего в борьбе с кочевниками-мадьярами в конце IX в., и заканчивая видными русинскими политическими, общественными и научными деятелями XIX–XX веков.

Вероятно, наибольший интерес у российского читателя вызовут фигуры таких известных уроженцев Карпатской Руси, как Ю. И. Венелин (Гуца), И. С. Орлай, М. А. Балугьянский, В. Г. Кукольник и П. Д. Лодий, которые внесли колоссальный вклад в развитие российской науки и образования, всей своей многогранной деятельностью отразив, по словам известного русского карпатоведа Ф. Ф. Аристова, «идею национально-культурного единства русского народа». Важной и полезной для российского читателя будет и приводимая А. В. Фатулой подробная информация о деятельности двух крупнейших представителей карпато-русского возрождения XIX в. — А. В. Духновича и А. И. Добрянского, которые являлись убежденными сторонниками общерусского единства, считая карпатских русинов органичной частью единого русского народа от Карпат до Камчатки. Деятельность этих выдающихся представителей Угорской Руси и их последователей окончательно оформила общественный и этнокультурный облик карпатских русинов как части Русского мира. Следует отметить, что подобная ситуация в то время имела место и в соседней Галицкой Руси, где впоследствии в результате ряда трагических обстоятельств галицко-русское движение было подорвано и ведущую роль стали играть поддерживаемые австрийскими властями украинофилы.

Книга А. В. Фатулы, рассчитанная на широкие читательские круги, представляет собой не только ценный источник информации по истории и культуре Карпатской Руси, но и полезный инструмент для понимания причин тех мучительных и болезненных процессов, которые в настоящее время протекают в той исторической части Русского мира, которая сейчас именуется «Украиной».

«Какая судьба может постигнуть Угорскую Русь, которая… была забыта великим русским народом и оставлена на произвол своих врагов? Долго ли будет продолжаться это разобщение между частями одного и того же народа? — такой вопрос задавал еще в 1878 г. знаток Угорской Руси и русинов Г. А. Деволан. — Оно не исчезнет до тех пор, пока русское общество не признает в жителях Карпатских гор самых близких своих братьев и не поспешит к ним на помощь с дарами своей общественности и просвещения, с богатством своей науки и искусства»2. Свой существенный вклад в то, чтобы современное русское общество признало, наконец, в «жителях Карпатских гор» своих «самых близких братьев», и призвана внести предлагаемая читателю книга А. В. Фатулы.

Кирилл Шевченко, д-р ист. наук, заведующий Центром евразийских исследований филиала РГСУ в Минске

Подкарпатская Русь — исконная территория славян русинов

Русы, русины, карпато-россы. Почему раньше в Советском Союзе никто о них ничего не слышал и не читал? Ответ простой. В советское время это слово было под запретом. И только начиная с 1991 г., после распада СССР, эти термины все чаще упоминаются в Интернете, по радио и телевидению, на страницах газет и журналов. Так где же их родина, откуда они взялись?

Карпато-русинский филолог и историк Дмитрий Поп в книге «Iсторiя Подкарпатськоi Руси» так отвечает на этот вопрос: «“Подкарпатская Русь” — назва части територii Верхнього Потися, южных берегув Карпат и передгор, населеных подкарпатськими русинами — потомками тых словян, што ся появили в Карпатському басейнi у час Великого переселеня народув у началi новоi еры (IV–V) вв., укликаного появов у Европi племен войовничых гуннув, котрi лишили по собi спалинi поселеня и побитых люди, кiдь тотi не встигали спрятатися од них в хащи»3. Из сказанного следует, что славяне-русины заселили территорию южных Карпатских предгорий еще в IV в. в связи с Великим переселением народов, вызванным появлением в Европе воинственных гуннов, уничтожавших всех и все на своем пути.

Интересную мысль о происхождении славян высказывал русинский церковный деятель, доктор богословия Григорий Таркович (1754–1841). В 1805 г. в оде, написанной в честь государя Иосифа угорского палатина, он писал: «Карпат славянов есть истый отец, мати, но розсiянi дiти то не хочуть знати». То есть истинной отчизной, матерью всех славян являются Карпаты, но дети, рассеянные по многим странам мира, не хотят об этом знать или в этом признаться. С гипотезой Г. Тарковича были солидарны и знаменитые русские историки Н. М. Карамзин (1766–1826) и В. О. Ключевский (1841–1911). Вот что писал о карпатских славянах Василий Осипович Ключевский: «Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны…» «Восточные славяне, — пишет Ключевский, — пришли сюда не прямо с Дуная, совершив непрерывную перекочевку: это была медленная передвижка с остановкой на Карпатах, длившейся со II до VII в. Авары дали толчок дальнейшему движению карпатских славян в разные стороны»4.

Русины (или руснаки, как их до сих пор именуют живущие с ними по соседству поляки и словаки) — это потомки древнерусской народности. Их предки проживали в условиях гористой местности в окружении иноязычного населения.

Мы соглашаемся с молдавским историком С. Г. Суляком, отмечающим в своем исследовании «Русины в истории: прошлое и настоящее», что «благодаря такой изолированности они сумели сберечь («законсервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык и сохраниться как этнос».

Об этом писал и именитый русский русинист Алексей Леонидович Петров: «Замкнутая в своих горах народная масса угрорусов сохраняла и доселе сохраняет такие остатки древности в языке, верованиях, быте и т. п., которые уже исчезли у других ветвей русского племени»5.

Исследуя историю русинов, Дмитрий Поп высказывает предположение, что именно с территории Карпатского региона славяне разошлись по другим местам, однако одно многочисленное племя осталось здесь навсегда, положив начало русинскому народу6.

О том, что русины уже в начале II–V вв. занимались земледелием и счастливо жили в предгорьях Карпат, мы находим подтверждение в повести знаменитого русинского литератора А. В. Духновича — «Милен и Любица (Идильская повесть от древних русинов времен)». «Еще под высоким Карпатом, под цветами гобзящим Бескидом широко пространный русский народ не был иноплеменникам подвержен, и еще классными управлялся чиновниками, так званными крайниками, до быстротекущего Лаборця, Уга, Латюрки, и славныя Тисы берегах, храбрые русины, властительством своим довольныи, весело утешалися, в чистой совести послужившие Господу, в свято простой природе як свободно птички играющее, в взаимной любви, як родные братья жили»7. «Обиталища их, — продолжает писатель, — от снежного Карпата по самые жерела славнои Тисы, а с южной стороны тихо текущим великолепным Дунаем граничилися»8.

«Тогда от воинственных вождом Стиликоном еще 520-го года в Италию для взыску славы отшедших, по горе, место жданнои славы темный гроб обретших сродников своих оставшие русины, уже светлостью божественного Евангелия просвещенныи, презревшее нежных художеств, земледелием занималися…».

Трудно в это поверить, но получается, что за несколько веков до крещения Киевской Руси русины уже были хорошо знакомы с божественным Евангелием. Известный русский ученый, профессор Федор Федорович Аристов также говорил, что «Семена христианской веры были привнесены сюда ранее, чем к остальным русским»9.

Исходя из упомянутых нами источников, напомним читателю, что вероятнее всего именно из Карпат славяне вначале добрались до Киева, затем Владимира, Ярославля, а потом и до Москвы и других земель, а не наоборот. Сегодня мы, по крохам собирая, читая и анализируя упоминания древнегреческих, древнеримских и других историков о древних славянах, по всей видимости читая только летописца монаха Нестора, ошибочно думали (и многие так считают до сих пор), что наша общая славяно-русская история начинается именно с Киевской Руси. И если уж принято говорить, что Киев — мать городов русских, то, основываясь на высказываниях Г. Тарковича, А. Духновича и В. Ключевского, можно с определенной уверенностью утверждать, что Карпаты являются Родиной, «Отцом и Матерью», колыбелью всех земель славяно-русских.

Ф. Ф. Аристов, посвятивший десятки лет своей жизни изучению истории русинов, пишет, что вопрос о том, каким образом проникло за Карпаты русское имя, является одним из самых сложных и мало изученных вопросов русской исторической науки. Аристов говорит, что впервые на это обратил внимание русских ученых Николай Иванович Надеждин (1804–1856) — сын священника Рязанской губернии и воспитанник Московской духовной академии, совершивший в 1840–1841 гг. обширное путешествие по славянским землям. В статье «Записки о путешествiи по южно-славянскимъ странамъ», изданной в 1842 г. в Санкт-Петербурге10, Надеждин пишет, что до сих пор все исследования наших историков, этнографов и археологов обращались исключительно на Русь, заключающуюся в обширных пределах Российского государства. А вот Русь Западная, вне пределов Российской империи, простирается за Карпаты до Дуная и во всю длину его течения по древней Паннонии. (Не найдя первоисточника статьи Надеждина в Государственной библиотеке, автор ссылается на выдержки, взятые из книги Аристова11.)

И эта Русь едва удостаивается упоминания даже в предисловиях к Русским историям. Причина тому, очевидно, заключается в ложном предубеждении, распространенном венграми, а вслед за ними и другими европейскими историками, которые, «съ нелъпыхъ словъ безымяннаго нотарiя короля Бълы, повторяли въ одинъ голосъ, что Руссы венгерскiе увлечены за Карпатъ изъ нашей Украины мадьярами, которые потомъ бросили ихъ, какъ безполезную тягость, при порогъ своего распространенiи въ Паннонiи»12. Исходя из таких ложных предположений, становится понятно, — говорит Н. Надеждин, — что пребывание нынешних русняков в Венгрии признавалось недостойным занимать место в древней истории и археологии народа Русского».

«Я был точно того же мнънiя, пока не познакомился лично съ венгерскими русняками, съ мъстностью ихъ настоящихъ жилищъ и окружныхъ странъ, съ преданiями, искони существующими у карпато-руссовъ, равно какъ и съ преданiями самыхъ венгерцев и другихъ окрестныхъ народовъ, въ ихъ полнотъ, изъ самыхъ источниковъ. Напротивъ того, теперь я убъдился вполнъ, неопровержимыми доказательствами, что русская стихiя простиралась по объ стороны Карпата, вплоть до Дуная, задолго до вторженiя мадьяръ въ Паннонiю; что мадьяры не привели сюда съ собою руссовъ, а нашли ихъ здъсъ, осилили, расположились жить и господствовать межъ нихъ, и такимъ образомъ разорвали то непосредственное сосъдство, въ которомъ руссы, свидътельству и нашихъ отечественныхъ, и чужихъ преданiй, находились нъкогда съ сербами, хорватами и славяно-чехами. Доказательства на коихъ основалось мое переубъжденiе, суть: историческiя, этнографическiя, топографическiя и даже лингвистическiя».

Далее Н. И. Надеждин упоминает о факте, который, он убежден, мало кому известен, и важность которого чрезвычайно велика. Напомню читателю, что именно из фактов и состоит, или, говоря словами Духновича, Ключевского, Гумилева и других ученых, и сочиняется история. Так вот, известный исследователь в изумлении восклицает, что в Трансильвании, в сокровеннейших ущельях Карпат при истоке Ольты, между румынами, мадьяро-секлерами и саксами, «находятся деревни, которыя по сiе время называются “Русскими”, жители которыхъ, на памяти нынъ живущаго поколънiя, говорили между собою “по-русски”, т. е. Карпато-Русинскимъ», или чем-то похожим на малороссийский язык. Никто не знает и не помнит, каким образом и когда образовались здесь эти оазисы: они, очевидно, омыты от родного материка проливом мадьяров и немцев. «Что можно сказать противъ такого живого вопiющаго свидътельства?» — изумляется Надеждин.

Сегодня уже Украина часто старается искусственно убрать, стереть, высушить в сознании молодого поколения «этот пролив», эту связь между великим русским и маленьким русинским народами. Но каким вопиющим образом она это делает, догадываешься ли ты, дорогой читатель? А ответ простой. Ассимиляцией — насильственной украинизацией русинов Закарпатья. Позавчера это делали мадьяры, немцы, поляки; вчера — Волошин, галичане, затем Сталин и Хрущев; сегодня — те же галичане при молчаливой поддержке властей Украины стараются высушить, искоренить в этих «сокровеннъйших ущельяхъ Карпата» древнейший этнос русинов.

Если мы заглянем в историю и коснемся статистики, то увидим, что по данным переписи населения 1810 г. на территории Подкарпатской Руси, входившей в состав Венгрии, проживало около 300 000 русинов. Спустя 120 лет, в 1930 г., при переписи населения русинского автономного края, включенного по решению Сен-Жерменского договора от 10 сентября 1919 г. в состав Чехословакии, картина почти не изменилась. Так, полумиллионное русинское население составило 62,6 % от общего числа населения Подкарпатской Руси. Далее шли венгры — 15,4 %, евреи — 12,5 % и румыны — 1,7 %. В остальные 7,8 % вошли: чехи, немцы, украинцы, русские (великороссы) и другие малочисленные национальности. Примечательно, что украинцы составляли менее одного процента от всего населения края, а точнее — 2116 человек. В январе 1941 г. при переписи населения Венгрии русинами записались 502 329 человек.

А вот как выглядели в то время статистические данные школьного населения Подкарпатской Руси. Так, в соответствии с законодательством Чехословакии об образовании все дети в возрасте от 6 до 15 лет должны были обучаться в школах. К примеру, в 1923/1924 учебном году в школах Подкарпатской Руси обучались дети следующих национальностей: русинской — 67,999 или 62,8 %, венгерской — 17,585 или 16,25 %, еврейской — 16,35 тыс. или 15,07 %, румынской — 2,238 или ,07 %, немецкой — 2,008 или 1,85 %, чешской и словацкой — 1,982 или 1,83 % и других (в их числе: украинской, русской, польской, болгарской, греческой) — всего 121 ученик или 0,11 %.

Сегодня любому человеку ясно, будь он русин, украинец, русский, белорус или представитель другой национальности, что если бы Подкарпатская Русь осталась в составе Чехословакии, то с вышеупомянутым Конституционным законом Чехословакии она была бы отдельным государством, а русинское население составляло бы подавляющее число русинского края от общего числа населения Подкарпатской Руси.

Русины Закарпатья, живущие столетиями на своей исконной территории, обрели свою автономию в 1918 г. в соответствии с Законом Венгрии № 10 от 21 декабря 1918 г. под конституционным названием «Руськая Крайна» — Русинская Держава. Затем, после выхода Русинской Державы из состава Венгрии и вхождения в состав Чехословакии республика теоретически получила еще более широчайшую автономию с правом иметь национальное русинское правительство, свои школы, политические партии, русинское гражданство и распоряжаться недрами на собственной территории. Через 19 лет «Подкарпатская Русь» и Словакия приобретают одинаковый статус федеративных республик в составе Чехо-Словакии (Конституционный закон ЧСР от 22 ноября 1938 г.) Сегодня Словакия — отдельное государство, член ООН, как Украина, Чехия или любая другая страна.

Таким же свободным государством могла стать и республика Подкарпатская Русь. Но наступил 1945 год, новый передел Европы. В соответствии с Договором (далеко не добровольным) между Чехословакией и СССР от 29 июня 1945 г. Подкарпатская Русь перешла в состав Советского Союза, а с января 1946 г. была включена в состав Украинской ССР с понижением ее в статусе до области. В ст. 1 говорилось: «Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции название Подкарпатская Русь), которая на основании Договора 10-го сентября 1919 г., заключенного в Сан-Жермен ан Пэ, вошла в качестве автономной единицы в рамки Чехословацкой Республики, включается в состав Украинской Советской Социалистической Республики».

Местные коммунисты во главе с И. И. Туряницей, избранным в ноябре 1944 г. первым секретарем коммунистической партии русинского края и руководителем автономной Закарпатской Украины, поверившим устным заверениям руководителей Москвы и Киева, что территория «Закарпатской Украины» т. е. Подкарпатской Руси после ее присоединения к Советскому Союзу сохранит права автономной республики, — просчитались.

22 января 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о создании в составе УССР Закарпатской области с центром в г. Ужгороде. 25 января 1946 г. на территории Закарпатской области было введено законодательство Советской Украины. С 1 февраля 1946 г. гражданам бывшего русинского края начали выдавать новые паспорта, где в графе «национальность» вместо слова русин стояла запись — «украинец».

Вот так прекратила свое существование, исчезла с карты Европы автономная республика Подкарпатская Русь. Это дало право американскому художнику русинского происхождения Энди Уорхолу (Андрею Варгола) на вопрос корреспондентов: «Откуда ты родом?» ответить: «Ниоткуда!»13.

С введением на территории новообразованной Закарпатской области законодательства УССР все русинское население по прямому указанию Н. С. Хрущева в одночасье было автоматически объявлено украинским. Выступать или как-то возражать против такого антигуманного решения никто не мог. А тех, кто себе такое позволял, отправляли хорошенько подумать в далекую Сибирь или на бескрайные просторы Крайнего Севера. Сегодня, когда уже русинов не отправишь на бывшие территории Советского Союза, их просто судят в Закарпатье как неблагонадежных «несвидомых» украинцев.

Так, например, случилось в 2012 г. со священником Украинской Православной Церкви Московского Патриархата о. Дмитрием Сидором в Ужгороде, по приговору суда получившим три года условно за свою русинскую патриотическую деятельность.

Подкарпатская Русь (ныне Закарпатская область) занимает юго-западные склоны северной части Восточных Карпат и северо-восточную часть Среднедунайской низменности по реке Тисе и ее притокам. На севере Подкарпатская Русь граничит с Польшей, на западе со Словакией, на юго-западе с Венгрией и на юге с Румынией.

Столицей Подкарпатской Руси, а ныне административным центром Закарпатской области является Ужгород. Город основан в 872 году. Население областного центра составляет более 115 тысяч человек.

Сегодня русины, как самостоятельный этнос, отдельная национальность, признаны во многих странах мира, а именно: в России, Словакии, Сербии, США, Канаде, Венгрии, Польше, Хорватии, Румынии, Чехии и др.

К сожалению, это право называться своим родовым именем и пользоваться материнским языком в начальных школах, средних и высших учебных заведениях пытается отнять у закарпатских русинов современная Украина.

Читатель может в этом убедиться, прочитав антигуманный секретный план по искоренению закарпатских русинов как народа. Так, подготовленный Кабмином Украины «План мероприятий по разрешению проблемы украинцев-русинов» от 7 октября 1996 г. предусматривает:

  1. Не допустить автономности Закарпатья.
  2. Укрепить в Закарпатье позиции украинскости путем подбора на руководящие должности соответствующих кадров, а русинов интегрировать в пространство Украины.
  3. Не допустить проведения референдума о самоидентификации русинов, чтобы этим не дать основания для возрождения русинской национальности, как это имело место в Словакии.
  4. Написать новую историю Украины так, чтобы русины Закарпатья испокон веков были украинцами по национальности и частью украинского народа.
  5. Постоянно проводить специальную работу с лидерами и активистами русинского движения с применением к ним мер, предусмотренных уголовным кодексом Украины, и др.
Контроль над выполнением мероприятий по уничтожению русинов Закарпатья Кабинет министров Украины поручил Министерству юстиции, Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре, Министерству культуры и искусства, Министерству образования, Министерству информации, Государственному комитету телевидения и радио, Государственному комитету по делам национальных меньшинств и Национальной академии наук Украины14.

Выступая 22 октября 2005 г. на 1-м Всезакарпатском съезде русинов в г. Мукачеве, заслуженный врач Украины Евгений Жупан сказал, что согласно плану мероприятий по разрешению проблемы украинцев-русинов «проти русину была задiяна уся державна “машина” дiла ущемленя йiх прав».

Украине, говоря словами русинского деятеля Петра Гардого, очень хочется, чтобы русинский народ растворился в чужом, хотя и родственном ему, как русские и белорусы, этническом море украинцев. Слово «русин» на русинском языке звучит как «русын», т. е. сын Руси.

Автор согласен с известным историком Кириллом Шевченко, что, несмотря на все преграды, запреты и унижения, русинское движение в Закарпатье в последние десятилетия стало организованным, динамично развивается и «самим фактом своего существования опровергает ранее общепринятое мнение об украинской этнической принадлежности восточнославянского населения современного Закарпатья и северо-восточной Словакии»15.

К счастью, наши предки славяне-русины через тьму веков пронесли и передали своим потомкам самое ценное, что может быть — родной язык и веру в Бога. В то же время необходимо отметить, что материнский язык русинов, обреченных после Второй мировой войны продолжать жить на своей исконной территории, но уже поделенной между разными странами, стал ассимилироваться с титульными языками этих государств: к примеру — польским, словацким, украинским и др. Так, историк-русинист Михаил Дронов в статье о русинах Словакии пишет, что, вероятнее всего, рано или поздно «небольшой фрагмент Руси будет ассимилирован близкой словацкой стороной»16.

Сегодня на территории русинского края, по неофициальным данным, проживает более 700 тыс. русинов. Всего же в Закарпатье по состоянию на 1 января 2003 г. насчитывалось 1254 тыс. жителей. В то же время, по данным канадского историка, профессора П. Р. Магочия, во всем мире проживает примерно один миллион шестьсот тысяч русинов, в том числе 620 тыс. в США и 20 тыс. в Канаде17.

Ю. И. Венелин в статье «Несколько слов о Россиянах Венгерских, а также одно словцо Историческое о Православной Греко-Восточной Церкви в Венгрии» писал, что в начале XIX в. в Габсбургской монархии проживало «более 2.500.000 Россиян»18. Так он называл русинов, родственных жителям России.

Ф. Ф. Аристов, исследуя жизнь и деятельность писателей Карпатской Руси в начале прошлого века, писал, что «Обыкновенно историки русской литературы ограничивались рассмотрением жизни и творчества писателей, работавших в России, деятели же общерусской литературы в Карпатской Руси, к великому сожалению, оставались вне поля исследования. Отсюда проистекало явное противоречие: в то время как статистика и этнография устанавливали существование четырех миллионов русского народа в Австро-Угрии, история литературы, замалчивая факт литературного развития Карпатской Руси, как бы отвергала неопровержимые данные статистики и этнографии!»19. Автор, полностью соглашаясь с мнением Аристова о замалчивании в России темы литературного развития Карпатской Руси, главное внимание читателя нацеливает на статистические данные о существовании четырех миллионов русского народа в то время на территории Австро-Венгерской монархии.

Интересно, какое количество русинов насчитывалось бы сегодня в мире, если бы не бесчеловечное их физическое уничтожение во время Первой мировой войны, жестокая ассимиляция русинов в венгров, немцев, поляков, а сегодня в украинцев? Подсчитать не составляет труда: более шести миллионов человек.

Так кто же такие русины? Какие их имена были известны Европе и миру в XIX и начале XX века. О таких выдающихся уроженцах Карпатской Руси Ф. Ф. Аристов рассказывает в издании «Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам», вышедшем в Москве в 1916 году.

«Карпато-русские писатели, — заключает Аристов, — отразили в своих произведениях идею национально-культурного единства русского народа, т. е. тот основной факт нашей истории, который известен под именем “собирания Русской Земли”». О некоторых из этих писателей, а также современных выдающихся русинах Карпатской Руси мы расскажем читателю в следующем номере журнала. Расскажем о легендарном князе, вожде подкарпато-русинских славян — Лаборце, Андрее Бачинском — русинском священнике, просветителе, докторе философии, епископе Мукачевской греко-католической епархии.

Он был первым угро-русином, удостоившимся чести быть принятым лично императрицей Марией Терезией. При встрече с императрицей Марией Терезией на её вопрос «В чем больше всего нуждается Мукачевская епархия?» ответ епископа Андрей Бачинского был кратким: «Книги».

О митрополите Лавре (Василий Михайлович Шкурла) — предстоятеле Русской Православной Церкви Зарубежом, подписавшем в 2007 г. в Москве, в Храме Христа Спасителя исторический Акт о восстановлении единства Русской Православной Церкви вместе с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Расскажем и о современных русинах: академике РАН — Иване Ивановиче Кочише; русинском поэте, писателе и переводчике, лауреате международных литературных премий — Иване Юрьевиче Петровцийе; братьях Владимир: Николае Михайловиче — Чрезвычайном и Полномочном После России и Михаиле Михайловиче — заслуженном работнике культуры Российской Федерации и др.

Напомним читателю, что первой связующей ниточкой между Россией и Подкарпатской Русью был еще Иван Алексеевич Зейкан — просветитель и дипломат при Царе Петре I. После него в России работала целая плеяда ученых русинов, в том числе Михаил Андреевич Балугьянский — первый ректор Санкт-Петербургского университета. Подробнее о них — в нашей книге.

В заключение приведем слова из стихотворения Александра Духновича, ставшие гимном подкарпатских русинов:

Я русин был, есмь и буду, Я родился русином, Честный мой род не забуду, Останусь его сыном.

  • 1 Де-Витте Е. Чему учат нас поляки. Галицкая Русь и поляки с 1860 по 1904 г. Почаев, 1905. С. 41.
  • 2 Деволан Г. А. Угорская Русь. Исторический очерк. М., 1878. С. 4.
  • 3 Поп Д. Iсторiя Подкарпатськоi Руси. Ужгород, 2005.
  • 4 Ключевский В. О. Курсъ русской исторiи. Ч. I. Изд-е пятое. Единственный подлинный текстъ. М., 1903.
  • 5 Петров А. Л. Статьи об Угорской Руси. СПб., 1906.
  • 6 Поп Д. Iсторiя Подкарпатськоi Руси. Ужгород, 2005.
  • 7 Духнович А. В. Милен и Любица (Идильская повесть от древних русинов времен) // На Верховинi. (Збiрник). Ужгород: Карпати, 1984.
  • 8 Там же.
  • 9 Аристов Ф. Ф. Карпато-русскiе писатели. Изслъдованiе по неизданным источникамъ. Томъ первый. М., 1916. 304 с.
  • 10 Надеждинъ Н. Н. Записки о путешествiи по южно-славянскимъ странамъ // Журнал Министерства Народнаго Просвъщенiя. 1842. Ч. 34. (Ссылка на указ. книгу: Аристов Ф. Ф. Карпато-русскiе писатели.)
  • 11 Аристов Ф. Ф. Карпато-русскiе писатели. Изслъдованiе по неизданным источникамъ. Томъ первый. М., 1916. 304 с.
  • 12 Там же.
  • 13 См.: Магочий П. Р. Народ ниоткуда. Ужгород: Изд-во В. Падяка, 2006. С. 11.
  • 14 Годьмаш П., Годьмаш С. История республики Подкарпатская Русь. Ужгород, 2008.
  • 15 Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006.
  • 16 Дронов М. Ю. Русины Словакии: впечатления москвича // Карпатская Русь: Литературно-публицистический альманах. Вып. 1 / сост. А. В. Фатула, М. Ю. Дронов. М., 2013.
  • 17 См.: Магочий П. Р. Народ ниоткуда. Ужгород: Изд-во В. Падяка, 2006. С. 11.
  • 18 Венелин Ю. И. Об Угорской Руси // сост. и авт. предисл. П. В. Тулаев. М.: Слава!, 2015.
  • 19 Аристов Ф. Ф. Карпато-русскiе писатели. Изслъдованiе по неизданным источникамъ. Томъ первый. М., 1916. 304 с.
Источник статьи www.rodnayaladoga.ru
... и я на самом деле хотел бы пожертвовать Вам преимуществом первым войти в Москву.

"Милостивый государь, брат мой!... Нет больше прекрасного, гордого города Москвы: Ростопчин поджег его… Я начал войну против вашего величества без злобы: одна записка от Вас перед или после последней баталии остановила бы мое шествие; и я на самом деле хотел бы пожертвовать Вам преимуществом первым войти в Москву. Если ваше величество хранит еще какую-то часть тех былых чувств, Вы благосклонно примете это письмо. Тем не менее, Вы можете быть мне только признательным за то, что я отдаю себе отчет в том, что происходит в Москве. По сему, милостивый государь, брат мой, молю бога, чтобы он хранил ваше величество и берег под своей святой и достойной защитой".

Ссылка на источник - архив МИДа РФ

"Барокко" художественный стиль означающий буквально — "жемчужина с пороком", зародился в Италии в конце 16-ого века завоевал все виды визуального искусства от архитектуры до моды.

В живописи его представляют такие разные мастера как Рубенс, Караваджо и Рембрандт. У барокко множество характеристик, но наверное главные слова обозначающие этот стиль будут - переизбыток и украшательство.

Как обещала, продолжаю посты о стилях, которые мало представлены в русской архитектуре. К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!

Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!

Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.

Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.

Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…

Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы. Посмотрите слайд ниже – сравнение готического и романского храма. Все на самом деле очень просто!

Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?

  • 1. Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» - художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.

    Собор в Клонферте, Ирландия. XII в Собор в Клонферте, Ирландия. XII в

  • 2. Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие - не забываем про оборонную функцию!
  • 3. Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые. 2. Лаахское аббатство, собор Марии Лаахской. Начало строительства 1093 г. 2. Лаахское аббатство, собор Марии Лаахской. Начало строительства 1093 г.
  • 4. Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.
  • 5. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты. Базилика Св. Сатурнина Тулузского, Тулуза, XI в. Базилика Св. Сатурнина Тулузского, Тулуза, XI в.
  • 6. Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.
  • 7. При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники :)

    И напоследок - еще один пример романского стиля. Кафедральный собор в Пизе. 1063 – конец XIII в. Кафедральный собор в Пизе. 1063 – конец XIII в.

P.S.: Спасибо, что пришли на канал! Автор будет благодарен за лайк и подписку!

Хороших дорог и чистого неба, друзья!

Источник статьи https://zen.yandex.ru/media/archlikbez/romanskaia-arhitektura-kak-otlichit-ot-gotiki-5bbc404501a1a700ad44e371

Усадьба АКСИНЬИНО, Тульская область, Веневский район

Судьба усадьбы Аксиньино, расположенной в Веневском районе Тульской области, складывается крайне непросто. Многие старинные имения, словно люди, несут сквозь годы свой крест. Крест Аксиньино – это многовековая борьба за право существования. Усадьба выдержала и многократную смену владельцев, и постепенное забвение, и даже осквернения советских лет, сотворенные с особым цинизмом. Все это усадьбе Аксиньино, вероятно, помог пережить собственный ангел – хранитель. Монументальная скульптура ангела, держащего в руках крест, венчает купол усадебного храма во имя Спаса Нерукотворного Образа. На протяжении многих лет его фигура словно парит над Аксиньино - она является своеобразным маяком для каждого путника, проезжающего мимо усадьбы.

Но сегодня в Аксиньино немноголюдно. Большая часть некогда прекрасного усадебного комплекса не сохранилась до наших дней. Храм со скульптурой ангела, изображение которого некоторые искусствоведы считают очень похожим на каменного божьего посланника, венчающего Александровскую колонну в Петербурге, сильно разрушен и находится в крайне плачевном состоянии. Многие путники даже не догадываются о том, что когда-то рядом с храмом была прекрасная и благоустроенная усадьба Давыдовых. Ей владели известные личности и герои войны 1812 года, портреты которых стали визитной карточкой художественного таланта Ореста Кипренского. Сегодня о существовании в Аксиньино усадьбы напоминают только руины немногих уцелевших строений.

Но недавно ко мне обратились представители благотворительного фонда «Белый Ирис». Оказывается, мои майские фотографии храма в Аксиньино с квадрокоптера легли в основу создания фонда и послужили началом помощи храму. Ангел, держащий крест, настолько впечатлил их, что скоро вопрос об их участии в реставрации Спасского храма будет решаться на официальном уровне. А я предлагаю вам запомнить храм таким, каким он выглядит сейчас и познакомиться с удивительной историей этой усадьбы!

усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район

Дата фотографий: 2016 год, 27 мая.

Первые упоминания о наместничестве в Аксиньино относятся к шестнадцатому веку, однако усадебный комплекс в этих местах начал активно формироваться двумя веками позже. Долгое время усадьба принадлежала представителям рода Даниловых. Но в 1762 году в Аксиньино прошел весьма любопытный случай. Хозяин имения, Иван Петрович Данилов, решил продать часть своих земель Владимиру Семеновичу Давыдову – представителю другого известного дворянского рода. После продажи земли он распорядился перевезти крестьян, долгое время проживавших на территории Аксиньино, в другую свою вотчину. Но подданные Данилова сознательно решили ослушаться воли барина и остаться жить и работать в Аксиньино, с Давыдовыми. В те годы такой поступок был неслыханной дерзостью. Усугубляло его феноменальность и то, что крестьяне отказались платить Данилову подушную подать. Вернуть крестьян помещику удалось только через год, с применением солдатской силы по решению Тульской провинциальной канцелярии.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
2. Фото 1950-х годов.
 

Но и на этом скандальные происшествия в усадьбе не закончились. В том же 1763 году, когда имение уже принадлежало Давыдовым, стало известно, что в Аксиньино проживает «незнаемо какой епархии беглый поп». Тульская провинциальная канцелярия, которая немало сил потратила на урегулирование первого конфликта в имении Даниловых-Давыдовых, снова была вынуждена отправить в Аксиньино солдат. Беглого священника поймали и рапортовали в Тулу.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
3. Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя Архангела Михаила строился с 1790 года по 1863 год.
 
После описанного случая громкие происшествия в Аксиньино прекратились. В конце восьмидесятых годов XVIII века хозяйкой Аксиньино была вдова капитана Владимира Семеновича Давыдова, Прасковья Алексеевна, урожденная Кондырева. Считается, что именно при Прасковье Алексеевне началось строительства храма Спаса Нерукотворного Образа с приделом во имя Архангела Михаила. Хотя, большинство краеведов склонны считать, что говорить о датах образования прихода в Аксиньино сложно. При жизни вдовы Капитана был устроен только придел храма. После смерти Прасковьи Алексеевны строительство храма продолжил один из наследников Давыдовых, Алексей Владимирович Давыдов. Прасковья Алексеевна и Владимир Семенович Давыдовы были погребены в Аксиньино. К сожалению, жизнь их сына оказалась недолгой. Алексей Владимирович скончался в 1844 году и не успел достроить храм.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
4. Выносная колокольня с арочным проездом.
 
Аксиньино вошло в историю российской культуры не только благодаря уникальной архитектуре. Судьбы его владельцев, их увлечения и широкая известность обеспечили этой тульской усадьбе память, которая не иссякнет с течением времени. Род Давыдовых знаменит многими известными персоналиями. Судьбы некоторых из них тесно связаны с творчеством выдающегося русского художника Ореста Адамовича Кипренского. Он был лично знаком с братьями одного из хозяев Аксиньино – Алексея Владимировича Давыдова, Николаем и Евграфом. Братья Давыдовы были блестящими офицерами, героями Отечественной войны 1812 года, любимцами светского общества. В круг известных и прогрессивных друзей братьев входил и художник Кипренский. Летом 1809 года Кипренский посетил Аксиньино. За два месяца пребывания в усадьбе художник написал несколько портретов Евграфа Владимировича Давыдова. Но самый известный из них – портрет «Лейб-гусарского полковника Давыдова». Об этом полотне историки и искусствоведы спорят до сих пор. Долгое время считалось, что на портрете изображен родственник аксиньинских Давыдовых, герой войны 1812 года, знаменитый поэт Денис Васильевич Давыдов. И лишь недавно экспертами было признано, что портрет кисти Кипренского, на котором запечатлен бравый гусар, является изображением Евграфа Владимировича Давыдова. Другие портреты Кипренского из «аксиньинского цикла» также хранятся в известных российских музеях и являются признанными шедеврами изобразительного искусства.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
О.А. Кипренский. Портрет Лейб-гусарского полковника Давыдова
(Евграфа Владимировича Давыдова). 1809-1812 г.
 

После кончины сына Давыдовых имение в Аксиньино перешло в собственность подполковнику Павлу Ивановичу Кремешному. К 1863 году ему удалось достроить храм даже несмотря на то, что к тому времени он практически разорился.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
6.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
7. Своды колокольни.
 

Храм в Аксиньино представляет собой уникальный образец русской архитектуры. Это удивительное произведение зодчества является образцом классицизма, проявляющегося в строгих формах. Главным украшением храма, безусловно, является скульптура Михаила Архангела, венчающая его купол. Многие исследователи считают, что облик каменного изваяния в большей части был скопирован с ангела, венчающего Александровскую колонну в Петербурге – прославленный на всю страну символ Северной столицы, расположенный на Дворцовой площади. Но другие исследователи российского исторического и архитектурного наследия, в частности, Андрей Чекмарев, уверены, что внешний вид Архангела в Аксиньино гораздо более «брутален» и примитивен, чем его возможный прототип, взирающий на Петербург с Александрийского столпа. Однако, интерьеры храма не менее роскошны, чем его выдающийся внешний облик. Внутри Спасской церкви находится деревянная ротонда. Она придает внутренней планировке храма элемент определенной «театральности». Даже в наши дни, когда храм пребывает в забвении, каменная ротонда неплохо сохранилась.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
8.
 
Но другие исследователи российского исторического и архитектурного наследия, в частности, Андрей Чекмарев av4, уверены, что внешний вид Архангела в Аксиньино гораздо более «брутален» и примитивен, чем его возможный прототип, взирающий на Петербург с Александрийского столпа. Однако, интерьеры храма не менее роскошны, чем его выдающийся внешний облик. Внутри Спасской церкви находится деревянная ротонда. Она придает внутренней планировке храма элемент определенной «театральности». Даже в наши дни, когда храм пребывает в забвении, каменная ротонда неплохо сохранилась.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
9.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
10.
 

О здании главного усадебного дома в Аксиньино до наших дней дошло значительно меньше информации. Известно, что барский дом Давыдовых существовал до 1900 года, а затем был разобран. В усадьбе находилось несколько флигелей, один из которых долгое время стал помещением для Аксиньинской земской школы. Первоначально здание школы было построено рядом с храмом по инициативе хозяев усадьбы – представителей рода Давыдовых. До революции здесь обучалось более 70 человек под покровительством учительницы Александры Петровны Халчевой. После событий 1917 года и до семидесятых годов прошлого века школа в Аксиньино размещалась в небольшом деревянном флигеле бывшей господской усадьбы. Но и это здание не сохранилось: в восьмидесятых годах местные жители разобрали его на строительные материалы.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
11.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
12.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
13.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
14. Интерьер храма во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фото начала XX в.
 

Владельцы Аксиньино знали толк и в обустройстве своего имения. Для них огромное значение имели детали, придающие интерьеру комфорт и статусность. В имении Давыдовых хранилась внушительная коллекция фарфора, которую хозяева собирали с особыми пристрастием и скрупулезностью. К сожалению, это уникальное собрание вскоре оказалось в руках перекупщиков. Павлу Ивановичу Кремешному пришлось продать фарфоровые изделия в разгар его собственного финансового кризиса. Именно так еще одна достопримечательность имения Давыдовых в Аксиньино была утрачена. Сейчас о ней напоминают лишь старинные фотографии, сделанные в начале прошлого века, на которой изображены роскошные сервизы.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
15.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
16.
 

В конце XIX – начале XX века усадьбой владели Давыдовские, потомки Алексея Владимировича Давыдова, рожденные от его любимой незаконной жены Екатерины Федоровны Виноградовой. Последней хозяйкой усадьбы стала Екатерина Павловна Кремешная, дочь одного из бывших владельцев имения. Вскоре она породнилась с влиятельным родом воронежских промышленников Тулиновых. Екатерине Павловне удалось сохранить замечательные отношения с Давыдовскими и оказать им существенную помощь в жизненных проблемах. Екатерина Тулинова скончалась в Риме, но была похоронена в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга рядом со своими мужем и сыном.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
17.
 

С ее смертью началась почти вековая история забвения усадьбы. Сегодняшнее Аксиньино представляет собой достаточно удручающее зрелище. Красоты сохранившихся памятников, которые сдаются под натиском времени, не могут вызвать у небезразличного туриста чувства боли. Тем более, что еще до недавнего времени вопрос о реставрационных работах в Аксиньино был практически закрытым. В ближайшие планы местных властей и государства реставрация данного усадебного комплекса не входила.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
18.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
19.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
20. План храма.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
21.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
22.
 
До революции в усадьбе существовал гармоничный храмовый ансамбль, который включал в себя сам храм, две въездные башенки, расположенные по направлению к нему, выносную колокольню с оригинальным арочным проездом и усыпальницу – мавзолей Давыдовых. Пережили начало прошлого века и советские годы только одна башенка, храм и часовня, которые постепенно уходят в небытие. Однако самая кощунственная история осквернения в Аксиньино связана с родовой усыпальницей Давыдовых.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
23.
 

Это красивое, нетипичное сооружение было построено ориентировочно к 1810 году. В отличие от усыпальниц эпохи ампира, родовой мавзолей Давыдовых имеет более «легкие» архитектурные формы, лишенные траурной тяжеловесности. Мавзолей-ротонда состоял из полуподземного склепа в виде подиума и расположившейся на нем беседки с изящным куполом, опирающемся на колонны. Украшал это архитектурное сооружение сломленный дуб, вытесанный из камня. Данная композиция находилась посреди мавзолея и являлась характерной чертой эпохи романтизма – она наполнена философским содержанием и содержит в себе тонкий символизм, рассказывающий путнику о зыбкой грани между жизнью и смертью. В советские годы, когда усадьба была национализирована, мавзолей решили использовать самым чудовищным способом. Над останками представителей рода Давыдовых начала свою работу пекарня. Такое приспособление усыпальницы было не только в корне аморальным, но и разрушительным для самой конструкции. Изящная беседка вскоре обрушилась, оставив под собой лишь руины, которые в наши дни достаточно трудно заметить.

 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
24. Семейный мавзолей-усыпальница Давыдовых. Фото начала XX века.
В советское время здесь находилась хлебопекарня.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
25.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
26.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
27.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
28.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
29.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
30.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
31.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
32.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
33.
 
Пришлось постараться, чтобы найти в зарослях обелиск.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
34. Одна из сохранившихся въездных башенок.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
35. Въездная башенка-пирамида. Фото начала XX в.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
36. Фото 1972 года, отсюда.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
37.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
38.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
39.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
40.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
41. Усадебный флигель, фото 1973 года.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
42.

Старые карты


усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
ПГМ. 1790-е годы.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
1860 год.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
1941 год.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
1942 год.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
1957 год.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
1987 год.
 
усадьба Аксиньино, Тульская область, Веневский район
2014 год

Ссылки

Памятники искусства Тульской губернии. Материалы. Год I-III. М.: Синоидальная типография, 1912-1914.
http://www.veneva.ru/aksinino.html
Радин М. Давыдовы веневские и другие.
Знаменитые Тульские усадьбы и их владельцы. - Москва, 2015.
Сборник «Русская усадьба», №10 (26). - М.: «Жираф», 2004. С.637-669
Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии 1895 год

Архангел над селом Аксиньино

Автор Понедельник, 07 января 2019 22:49

Архангел над селом Аксиньино

Сергей Рубцов - Странствующий туляк

Я очень редко через какое-либо время возвращаюсь к одним и тем же заброшенным местам. Обычно это происходит тогда, когда они просто оказываются на моем пути, да и хожу я второй раз уже без фотоаппарата. Исключением является село Аксиньино, в которое я намерено ехал 2 раза в полном боевом комплекте из фототехники. При этом данное место не самое близкое и удобное для посещения, находится оно примерно в 90 км от Тулы в Веневском районе. Однако здесь находится, наверное, самая интересная в Тульской области, с точки зрения архитектуры, заброшенная церковь Спаса Нерукотворного Образа, увенчанная скульптурным изображением Архангела Михаила, держащего крест:



Для начала немного окунемся в историю.

Село Аксиньино впервые упоминается в 1626 году и раньше являлось волостным центром Веневского уезда. В конце 18 - начале 19 века здесь располагается усадьба Давыдовых. В усадьбе хранилась богатая коллекция фарфора и работы известного художника-портретиста Ореста Кипренского, который посетил Аксиньино около 1809 года. Там же он написал и портреты хозяев:



Усадебный дом Давыдовых простоял тут до 1900 года и до наших дней не сохранился. Зато здесь остались другие постройки того времени, включая уникальный храмовый комплекс, состоящий из церкви и двухъярусной колокольни с огромной проездной аркой. Церковь была настоящим долгостроем своего времени. Начало строительства было положено в аж 1790 году Прасковьей Давыдовой, а завершилось лишь в 1863 году уже при другом владельце усадьбы Павлом Кремешным.



Каменная скульптура Архангела Михаила на вершине храма выполняет также роль необычайно крупного замка купольного свода, что является довольно интересным архитектурным решением.



В первый раз я решил посетить эту церковь в декабре прошлого года. В мои руки только-только попал квадрокоптер, и я решил, что Аксиньино станет отличным местом для первого "боевого" испытания фантома. В итоге я привез из этой поездки всего две фотографии, хотя пробыл там довольно долго :-)





Остальное же время я занимался очень интересным делом - впервые снимал свой фантом с дерева. Слишком рано почувствовал себя отличным пилотом и решил, что даже без FPV системы "вслепую" спокойно пролечу над макушками деревьев, чтобы сделать красивую фотографию. В память об этом у меня осталось небольшое видео:



В конечном итоге фантом оказался у меня в руках, когда на улице было уже довольно темно. Весь на нервах я бегом пробежался по храму, попытался что-то снять в темноте, а потом также успешно куда-то задевал снятые фотографии. В общем, прокатился я в тот день славно, но без результатно :-)

И вот, прошло 9 месяцев, я вновь решил попытать счастье и наконец-то получиться отснять данное место. На этот раз, все прошло хорошо:



Вид на храм сквозь арку колокольни:



Двухъярусная колокольня:



С двух краев виднеются узкие проемы:



В одном из них был только мусор и тупик:



Во второй полуразрушенные ступени наверх, по которым я не рискнул подниматься:



Со стороны колокольни вход в храм закрывает массивная металлическая дверь:



Наверное, это изображение милого ангела, надеюсь, что такая "милота" мне не приснится ночью:



Остатки росписи над входной дверью:



Такие разные кресты по краям от входа:





Можно сравнить, как это место выглядело раньше:



и сейчас:



Кто-то явно пытался оторвать решетку:



Сквозь окна виднеется остатки лепнины:



Стены кирпичик за кирпичиком разрушаются:



Какой-то "крючок" возле колонны:



Еще раз посмотрим на всю эту красоту с высоты:



Скульптура архангела тоже заметно обветшала и разрушалась под воздействием времени и безразличия к этому месту:



Настало время заглянуть внутрь, хорошо, что не все двери тут наглухо закрыты:



Внутреннее пространство храма меня тоже изрядно удивило, т.к. до этого мне не попадались такие архитектурные решения. Для начала посмотрим на план, который чем-то напоминает чертеж космического корабля:



Внутри церкви расположена колоннада:



В центральной части алтаря располагается надпрестольная сень в виде ротонды:



Когда-то здесь было очень богато:



Резное завершение колонн и окантовка:



Тоже самое место на старой фотографии:



Свод представляет собой покрашенный фальшкупол, видимо, росписи здесь не планировались:



В храме огромное количество икон, что для такого разрушенного места удивительно:





Ими увешаны стены:



Они стоят в проемах:



Также кто-то аккуратно собрал остатки бывшего архитектурного богатства и бережно их сложил:







Дверь смотрится как будто из другого мира:



Трапезная находится в более плачевном состоянии, если так можно выразиться, учитывая, что весь храм постепенно разрушается:





Сквозь крышу можно любоваться небом:



Рядом с храмом в зарослях остались руины фамильного мавзолея Давыдовых:





Сложно представить, но и он когда-то представлял собой удивительное по архитектуре строение в виде монументального подиума с полуподземным склепом, над которым возвышалась изящная беседка:



Говорят, что после революции в довоенное время этот склеп использовался в качестве... пекарни. Не знаю насколько это правда, но, мягко говоря, очень странное применение для постройки такого типа.

Что же мы имеем в итоге? В принципе, ничего нового. Очередное уникальное строение, затерянное в одном из селений Тульской области, неумолимо рушится под воздействием природы и времени. При таком отношении, вскоре полюбоваться возвышающейся над Аксиньино скульптурой Архангела Михаила можно будет только по оставшимся фотографиям.

Координаты храма в Аксиньино: 54.505361, 38.349784